Что такое первая сессия и как её проектировать

Можно сделать бесконечно охуительный сервис, но убить всё первой сессией. Хотите? Ну, конечно, не хотите.

Первая сессия — это ключевой момент в продаже продукта. Чтобы это понять, достаточно составить финансовую модель, заложить там конверсию сайта в регистрацию и регистрации в оплату, а потом потеребонькать эти цифры и смотреть на результат.

Проектирование с конца

В обычном представлении любое проектирование регистрации в SaaS-продукте выглядит как-то так:

  1. человек заходит на наш классный сайт;
  2. видит, что продукт классный;
  3. проявляет заинтересованность;
  4. регистрируется, оставляя нам контактные данные;
  5. получает какой-то триал-период, где можно что-то посмотреть и потыкать;
  6. радуется тому, какой же охуенный продукт;
  7. не дожидаясь окончания триал-периода бежит оплачивать сервис.

И скорее всего, проектировалось это всё с первого пункта. Ведь так же логично, правда? Сначала классный сайт, а потом — оплата и деньги на счёте.

При таком подходе создаётся большое количество лишних шагов, которые на самом-то деле совсем не нужны ни вам, ни вашему пользователю. Начинать нужно с конца.

В нашем случае конец — это когда пользователь получает ценность

Выгоды и налоги

Каждый шаг можно условно отнести к одной из двух категорий: выгода это или налог.

Налог — это когда вы забираете что-то у пользователя (например, время на заполнение данных), а он ничего полезного (моментально) не получает

Конечно, налогов нужно собирать как можно меньше, ведь вы же не хотите быть государством. Я точно не хочу, поэтому первое, что я сделал — посчитал количество налогов, которое я собираю при регистрации в нашем сервисе Идеалист. Итог получился грустным. 90% шагов — это те самые блядские налоги, а выгода, которую пользователь должен видеть сразу, достигается нелёгким путём.

Про само проектирование

Как я уже говорил, проектировать нужно с конца, где конец — это выгода пользователя. И тут случается самое сложное. Я готов поставить бутылку хорошего вискаря на то, что вы не знаете, когда именно ваш пользователь получает выгоду. Конечно, если вы потратили тонны часов на модный кастдев, то, возможно, я ошибаюсь, и тогда бутылка по праву ваша.

Как найти выгоду?

Спросить. Это самое простое решение. Люди вам будут врать и говорить не то, что они думают. И будут делать это вовсе не со зла. Просто они действительно так думают, потому что уже привыкли делать так. Например, у нас есть раздел склад, где есть остатки. Что мы даём? Контроль остатков. И наши пользователи именно так и формулировали эту выгоду. А на самом деле мы даём немного другое: перед тем как молоко в кофейне закончится, вы об этом узнаете, и не нужно будет с горящей задницей ехать в магазин (или отправлять сотрудника) и покупать его.

Формулировка очень важна, хоть и кажется, что это какой-то булшит

Выгод много, а я одна ™

Когда сервис даёт действительно много всего полезного, найти что-то для первой сессии — это непростая задача. Да, придётся выбрать.

Конец найден, что дальше?

А дальше нужно ответить на один вопрос:

Что пользователь должен сделать, чтобы получить это?

И вы берёте все, что нужно сделать, выкидывая лишнее, и засовываете это в первую сессию. А потом проектируете форму регистрации и сам сайт.

В этот важный момент вы будете выкидывать к херам все те выгоды, которые требуют много шагов, то есть налогов. Или будете заменять налоги ручным трудом. Например, мы можем сами настроить все техкарты в Идеалисте.

Пользователь всегда должен видеть красивый конечный результат

Пустые дашборды — это сразу в мусорку. При первом входе человек должен видеть красивый велкам-скрин. Сложные формы регистрации — тоже в мусорку. Мне, например, нужен только телефон (а сейчас наша форма регистрации состоит из 5 полей, которые я отправлю на помойку). Сайты с простынями текста на главной — в мусорку.

Идеальный идеал

Я тут так красиво всё рассказал, а примеров того, как это должно быть, совсем не привёл.

  1. сайт — это рассказ о том, какие выгоды получает человек;
  2. форма регистрации — это формальность из одного только номера телефона;
  3. сам сервис — это живые примеры выгод, которые пользователь получит.

На всякий случай несколько правил

  1. Вам не нужны все данные о пользователе при регистрации — соберёте их потом.
  2. Пустые графики и дашборды отпугивают людей, они теряются и не знают, с чего начать.
  3. Люди не хотят ничего заполнять в вашем сервисе, люди хотят решить свою проблему.
  4. Безопасность можете засунуть себе в жопу: капчи, сложные системы авторизации — всё это не для первой сессии.

А вот живой пример переделанной первой сессии я покажу чуть позже. Ведь я тоже грешил тем, что начинал с первого шага.